Итоговое собеседование по русскому языку для 9-х классов (итоговое собеседование) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, экстернов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
Результатом итогового собеседования является «зачет» или «незачет».
Итоговое собеседование проводится по месту обучения участников ГИА-9, в аккредитованных по образовательным программам основного общего образования образовательных организациях.
1.1.Срок действия результатов итогового собеседования:
Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА-9 – бессрочно.
Особенности организации итогового собеседования для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов
Для организации условий и/или специальных условий при проведении итогового собеседования участнику или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления опираться на заключения психолого - медико- педагогической комиссии города Москвы (ЦПМПК) и/или справки об установлении инвалидности.
Обратите внимание! Медицинские заключения, справки из медицинских учреждений, индивидуальная программа реабилитации, рекомендации по организации образовательного процесса НЕ ЯВЛЯЮТСЯ документами, на основании которых производится организация условий и/или специальных условий при проведении итогового собеседования.
Справка об установлении инвалидности и/или заключение ПМПК дает право на добавление 30 минут к продолжительности итогового собеседования.
Заключение ПМПК дает право на создание дополнительных специальных условий (наличие ассистента и т.п.).
Для участников, не имеющих возможности прибыть в места проведения итогового собеседования по медицинским показаниям, в соответствии с заключением ПМПК проведение итогового собеседования может быть организовано на дому или в медицинском учреждении.
Проведение итогового собеседования
О времени начала проведения итогового собеседования участника информирует образовательная организация по месту его обучения.
В день проведения итогового собеседования участнику необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Во время проведения итогового собеседования участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари.
При установлении факта наличия вышеуказанных запрещенных средств или иного нарушения порядка проведения итогового собеседования участники удаляются с итогового собеседования.
Если участник опоздал на сдачу итогового собеседования, то он допускается к итоговому собеседованию по решению руководителя образовательной организации или заместителя руководителя образовательной организации, на базе которой проводится итоговое собеседование.
При проведении итогового собеседования используется два типа аудиторий:
- аудитория ожидания, в которой участники итогового собеседования могут воспользоваться художественной и научно-популярной литературой в период ожидания сдачи итогового собеседования;
- аудитория проведения итогового собеседования, оснащаемая автоматизированным рабочим местом участников с оборудованием для записи устных ответов участников и установленным программам обеспечением «Станция записи».
В аудиторию проведения участники приглашаются организатором вне аудитории в произвольном порядке.
При сдаче итогового собеседования в аудитории присутствует педагог (независимо от предметной специализации), имеющий коммуникативные навыки (экзаменатор-собеседник), который во время выполнения заданий итогового собеседования беседует и ведет диалог с участником.
На рабочем столе/парте участника, помимо текстов, тем, заданий итогового собеседования и черновиков, могут находиться:
- гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости);
- специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов).
Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников.
Во время проведения итогового собеседования участники имеют право выходить из аудитории и перемещаться по месту проведения только в сопровождении организаторов вне аудитории.
Перед началом проведения итогового собеседования экзаменатором-собеседником проводится краткий устный инструктаж для каждого участника, который включает в себя приветствие участника, знакомство, информацию о количестве заданий и о необходимых действиях участника.
По завершении проведения инструктажа участнику предоставляется текст, необходимый для выполнения задания № 1 - чтение вслух небольшого текста и задания №2 – пересказ прочитанного текста с дополненной информацией. Для выполнения заданий №3 и №4 участнику предоставляются карточки с темами беседы на выбор и планами беседы. В задании №3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы и построить монологическое высказывание, а в задании №4 участнику предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Обратите внимание! Время на подготовку к каждому заданию ограничено от 1 до 3 минут в зависимости от выполняемого задания.
Общая продолжительность проведения итогового собеседования для одного участника (включая время на подготовку) составляет в среднем 15 минут.
Если участник по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть место проведения. В этом случае экзаменатор- собеседник и организатор вне аудитории приглашают медицинского работника, который фиксирует состояние здоровья участника. При этом составляется акт о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам.
По решению руководителя образовательной организации места проведения итогового собеседования оборудуются средствами видеонаблюдения.
Ознакомление участников с результатами итогового собеседования
Ознакомление участников с результатами итогового собеседования осуществляется в образовательной организации по месту их обучения.
Повторный допуск участников к сдаче итогового собеседования
В соответствии с пунктом 20 Порядка проведения ГИА-9, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 №233/551, повторно допускаются к сдаче итогового собеседования в дополнительные сроки участники:
- получившие по результатам сдачи итогового собеседования неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- удаленные с итогового собеседования за нарушение установленного Порядка проведения итогового собеседования.
Участники, удаленные с итогового собеседования за нарушение установленного порядка проведения итогового собеседования, допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета образовательной организации.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся вправе пересдать итоговое собеседование, но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием.
Итоговое собеседование
https://drive.google.com/file/d/1J0MNRu8QEYTx8i92vIPuweZEDL23YaGo/view?usp=sharing — Методические рекомендации по проведению итогового собеседования по русскому языку в 2024 году
Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля (14 февраля 2024 года) по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Дополнительные сроки – 13 марта 2024 года и 15 апреля 2024 года.
Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
• экстернов;
• обучающихся с ОВЗ;
• экстернов с ОВЗ;
• обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов;
• экстернов – детей-инвалидов и инвалидов;
• обучающихся на дому; обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.